PRESSmaket

 
press (от лат. presso - давить, жать) - относящийся к прессе, к прессу;
maket (от франц. maquette - модель чего-нибудь; предварительный образец)
 
 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 

 
 
 
 
 
Секреты и каноны верстки средневековых книг по Чихолду

Каноны построения книжных страниц представляют собой набор принципов книжного дизайна, с помощью которого соблюдаются гармоничные пропорции, соотношения размеров страницы и печатных областей на странице книги. Понятие канонов или законов верстки в XX веке популяризовал Ян Чихолд, основываясь на работах Ван ле Граафа (J. A. van de Graaf), Рауля Розариво (Raúl Rosarivo), Ганса Хайзера (Hans Kayser) и других. Чихольд писал "Хотя многие методы и правила сегодня незаслуженно забыты, они формировались на протяжении веков для создания идеальной книги". Типографы и дизайнеры до сих пор применяют многие из этих правил, с поправкой на другие стандарты размеров бумаги и виды печатных изданий. Чихолд решил во что бы то ни стало разгадать каноны, которым следовали средневековые мастера и о своих поисках неутомимый исследователь поведал на страницах своего издания "Облик книги".

Чихолд считал, что первые печатники, начиная с Гутенберга следовали канонам, используемых для создания лучших рукописных книг. Законы, которым следовали средневековые писцы, были хорошо им известны, но были строго охраняемыми секретами мастерских. Измеряя средневековые рукописи, Чихолд пытался напасть на их след.

Верстка с использованием  принцип золотого сечения

Схема идеальных пропорций одной средневековой рукописи. Пропорция листа (страницы) 2:3. Отношения полей 1:1:2:3. Плоскость, отведенная под письмо, - в пропорции золотого сечения.

В 1953 году Чихолду удалось реконструировать золотой канон позднеготического членения книжных страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы.

Канон средневековых рукописей

Сохранявшийся в тайне канон, который положен в основу многих рукописей позднего Средневековья и инкунабул. Пропорции листа (страницы) 2:3. Пропорции плоскости, отведенной под письмо, и плоскости листа (страницы) одинаковы. Высота плоскости, отведенной под письмо, равна ширине листа (страницы). Отношения полей 2:3:4:6.

Высота плоскости, отведенной под письмо, равна ширине бумаги: при отношении сторон (бумаги) 2:3, что является обязательным условием этого канона, одна девятая часть ширины бумаги образует внутреннее поле, две девятые - внешнее, одна девятая часть высоты бумаги — верхнее поле и две девятые - нижнее. Поле, отведенное под письмо, и размер бумаги пропорциональны.

Канон Гутенберга в версии Рауля Розариво

Аргентинский типограф, художник и иллюстрато Рауль Розариво показал в качестве канона Гутенберга то же самое, что Чихолд открыл как канон писцов. Он находит размер и место наборной полосы посредством деления диагонали страницы на девять частей.

Розариво делит на 9 частей высоту и ширину бумаги, пропорция листа, как и у Чихолда 2:3. Считается, что этому канону следовали Гутенберг и Петер Шеффер (немецкий каллиграф и книгопечатник, работавший с Гутенбергомг).

Канон верстки по Граафу

Канон Ван де Граафа - несмотря на то, что голландский типограф Ван де Грааф не пользовался пропорцией сторон страницы 2:3, Чихолд для более легкого стравнения использует для чертежа Граафа страницу с пропорциями 2:3. Деление на девять частей по ван де Граафу - геометрия вместо подсчета миллиметров. Использовался как один из способов определения рзмера полосы набора при заданном формате.

Вилларов чертеж

И, наконец, Вилларов чертеж - гармонический делительный канон Виллара де Оннекура (Villard de Honnecourt). Этот готический канон может быть воздвигнут в любом прямоугольнике. С его помощью можно без всякого масштаба точно делить пространство на любое число равных частей. Виллар де Оннекур - французский архитектор XIII века, альбом с его чертежами хранится в Парижской национальной библиотеке.

Делительный канон Виллара

Делительный канон Виллара, вписанный в прямоугольник с отношением сторон 2:3. Длинная сторона разделена здесь вплоть до одной двенадцатой доли.

Как ни прекрасна пропорция 2:3, она не может быть единственно возможной. Назначение и характер книги часто требуют другой хорошей пропорции. Гармония между размерами страницы и наборной полосы возникает благодаря однородности их пропорций. Особенное предпочтение Ян Чихолд отдает книжным форматам золотого сечения с пропрциями: 1:√3 корень из 3, 1:√2 корень из двух, "ин кварто" (3:4). Но даже в необычных форматах - например, квадратном и поперечном, благодаря канонам можно найти идеальное соотношение между размерами страницы и наборной полосы.

Домой

Мария Магдалина за книгой. Рогир ван  Вейден

 

 
 
 
 
     



   

   
Дизайн Копирайтинг Рубрика: путешествия Рубрика: женские журналы Словари и справочники:
Дизайн в полиграфии

Копирайт и копирайтинг

Москва - Хургада: путешествие в Египет Женские журналы Терминология
Тайны логотипов Копирайтинг и seo-копирайтинг. Правила хорошего текста в интернете Луксор - путешествие в древний Египет Fachion Список лучших книг
Оптические иллюзии Контент интернет-магазина Из Петербурга в Царское Село Как похудеть? До и после Бесплатные фотобанки
Копирайтинг - рассуждение о терминах и о работе в рекламе Переделкино - мифы и легенды Свадебный торт Файлообменники
Верстка Магия слова и письма. Боги, создавшие письменность Япония - подготовка к путешествию Список для новорожденного История книги
Верстка в полиграфии Ширли Поликофф - она делает это или нет? Япония. Апрель 2013 Гамлет Издания
Горячие клавиши
InDesign
  100 лучших фильмов
Полиграфия   Контакты
  Реклама    
  Реклама должна продавать  
  Модели рекламного воздействия      
  Законы PR на примере Джоконды      
  Рекламная терминология      
  Новые слова в рекламе      


Copyright © Pressmaket. Marina Penkova 2011-2012. Все права защищены..

Яндекс.Метрика