PRESSmaket

 
press (от лат. presso - давить, жать) - относящийся к прессе, к прессу;
maket (от франц. maquette - модель чего-нибудь; предварительный образец)
 
 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 

 
 
 
 
 

Магия слова и письма


Боги письменности. Кому молиться копирайтеру?


Легенды многих народов говорят о том, что буквы алфавита и сама письменность была дарована людям богами

Вряд ли ошибусь, если скажу, что больше всего писанины оставили шумеры, несмотря на то, что ни шумерских государств, ни языка не существует уже почти 4 тысячи лет. В музеях мира хранятся около полутора миллионов клинописных текстов. Все помнят, что писали шумеры на глиняных табличках, одна табличка = одна страница. Книжку из 20 страниц одному человеку в руках было не унести. Больше всего с шумерских времен сохранилось всякой бухгалтерии и учебников, но имелась у них и художественная литература (Легенды о Гильгамеше и все такое), из Шумера вышло и письменное право. В математике они разработали шестиричную систему, которая лежит в основе индо-арабской десятичной системы, сохранившейся по сей день. Шестиричная система сохранилась в градусной системе изменения круга и углов.
Сотворение человека,
Гончарный круг, колесный транспорт и парусный корабль тоже родом из Шумера. В шумерской архитектуре использовались купол, свод и арка, ниши, колонны, покрытые мозаикой. В мифологии многих более поздних государств и даже в Библии находят отголоски шумерской мифологии. Сотворение вселенной и человека (вылепленного из глины, которой, как известно, в Шумере было предостатоно), сама техника творения (божественным словом и приказом), понятие о рае и загробном мире и так далее - многие будущие библейские темы лежали в основе шумерских религиозных воззрений.Существование письменности было признаком развитой культуры

Самые старые письменные документы относятся к 3 тыс. до н.э. и были они найдены в Эрехе, первом шумерском городе-государстве. Под этим названием город упоминается в Библии, по-шумерски это Урук или Унуг, по-гречески Орхоя, а сейчас это небольшая деревенька Варка в Южном Ираке. Готовили писцов в школах - эддубах (дом табличек), умение писать требовало долгого обучения, образование стоило недешево.


На фото: Сотворение человека. Табличка, собранная из трех фрагментов, в которой рассказывается о сотворении человека из "глины, что на дне бездны" (музей Пеньсильванского университета).

Около 2340 года до н.э. царь Саргон I положил конец господству шумеров и основал новое государство со столицей Аккад, а в 2200 г. до н.э. Аккадское государство было захвачено кочевниками. Семитское племя амореев (аморитов), более известное как вавилоняне по названию своей столицы, окончательно положили конец шумерской государственности и его единству. Но, за исключением языка, они усвоили религию, мифологию, литературу шумеров и фактически распространяли культурные досижения шумеров на всем Ближнем Востоке - среди ассирийцев, хеттов, урартов и ханааней. У вавилонян клинопись переняли персы. Шумер оказал влияние на всю мировую культуру.

Легенды многих народов говорят о том, что буквы алфавита и сама письменность была дарована людям богами

Шумеры. Богиня Нидаба

Покровителями письма были значительные и мудрые боги, часто эти боги были хранителями тайн, властелины ночи и подземного мира. Самой первой и древнейшей богиней письма, счета и мудрости, давшей людям письменность, почиталась шумерская богиня Нидаба (Нисаба).


Шумерская богиня письма Нидаба

Нидабу почитают много позже и в древнем Вавилоне. Руины Вавилона находятся в Ираке, примерно 90 км на юг от Багдада, недалеко от города Эль-Хилла, (мухафаза Бабиль),. Евфрат разделяет памятник на две части.

Нужно сказать, что каждый из шумерских городов-государств имел свой божественный пантеон и даже в пределах самого Шумера имелось много разночтений в функциях богов, Так, например, из некоторых шумерских текстов можно сделать вывод, что в Уруке Нидабу (Нисабу) называли "госпожой дикой коровы", там находились пиршественные залы, молоко для которых давали корова и коза из ее священного хлева. Молоко символизировало благоденствие. Первоначально Нидаба (Нисаба) была богиней зерна (ячменя) и тростника и олицетворяла жертвенный ячмень, затем процесс его учета, а уже потом становится богиней писцового искусства, а также чисел, науки, архитектуры, астрономии. Клинописный знак, обозначающий ее имя включал зна колоса ячменя. Она же является сущностью тростника, тростник использовался для строительства домов, а тростниковая палочка в качестве письма. Таким образом, она покровительствует возведению городов, приношениям богам, сооружению загонов для скота и даже игре пастуха на тростниковой дудочке. Значения Нидабы и Нисабы приближались и разделялись в разное время.

Предположительно эта богиня изображена на серебряной вазе Энметены - распущенные волосы, рогатая тиара, украшенная колосьями, из плеч растут злаки; в руке - плод финиковой пальмы. Еще одно предположительное изображение - с обнаженной грудью, широкой цепью на груди, в руках колосья, на шлеме змеи, 2 рогатых чудовища по бокам.

Набу, бог письменности у шумеров

Ее преемником в вавилонском пантеоне богов становится Набу - бог мудрости, покровитель наук, искусства письма и каллиграфов, а также бог растительности. По некоторым сведениям его супругой была Нидаба, но в более известных поздних вариантах его супруга - богиня судьбы Ташмету. Опять же, в более ранних источниках его назывют сыном шумерского бога Энки, в более поздних - сыном вавилонского главного божества Мардука. Его главный храм - Эзида (Дом вечности) находился, как бы сейчас сказали, в ближайшем пригороде Вавилона, Борсипе. Набу был писцом Мардука и писал для него таблицы судеб, изображался с палочками для письма. Позднее культ Набу вытесняет культ Мардука и его значение возрстает. В одном из аккадских текстов о нем написано ”открывающий источники”, а на его скульптуном изображении 8 в до н.э. написано"Доверяйся Набу и больше никому".

Боги письменности

Следы этих богов неожиданно появляются в Египте. По одной из версий Набу и Нидабу (Нисабу) появляются в Египте в образах Сета и его жены Нефтиды. А первая Нефтида была "владычицей свитков", то есть писцом.

И хотя ортодоксально египетским богом письменности считается Тот, очень много вопросов вызывает Нефтида. Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке в противоположность своей сестре Исиде, которая плавает в дневной ладье. Как только начинаются тайны и сгущаются покровы ночи... Нефтида — в древней египетской мифологии — дочь Геба (Земли) и Нут (Неба), сестра Исиды, Осириса и Сета, считалась также женой Сета. От Осириса родила Анубиса.

Тень Изиды, ночная богиня, свзанная с потусторонним миром. Во многих древних религиях существуют богини-антиподы. Причем анти-богини разной степени кровожатности - Кали, Сехмет, принимавшие ковавые жертвоприношения

НЕФТИДА (НЕБЕТХЕТ)
Младшая из первых богов-детей Земли и Космоса, «владычица дома». Нефтида олицетворяла у древних египтян пустыню и умирающую природу. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове - дом со строительной корзиной сверху. Считалась женой Сета, но очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке Ра, а Исида — в дневной. Нефтида, Исида и Селкет отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают на саркофагах в виде крылатых женщин, как защитниц умерших. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала богиня Сешат, покровительница геометрии, строительства, технических знаний и письма.

В региональных пантеонах египтян формы Верховного Владыки имели боги Птах - в Мемфисе, и Амон - в Фивах. По сути, они являются другими именами-формами Атума-Ра как бога творца.



Но, прежде, чем перейти к Египту - в заключение еще несколько слов о шумерской и вавилонской письменности. На древнем шумерском языке говорили в Южном Междуречье, сейчас это южная часть Ирака, в 4 тыс. до н. э., около 2 тысячелетия до н. э. он был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но использовался в качестве священного, литургического и научного языка до начала нашей эры. Первоначально шумеры писали пиктограммами. Предметы изображались так, как они выглядели, что очень было похоже на иероглифы. Поскольку глина была самым распространенным материалом на территории Месопотамии, записи велись на размягченной глине, особенно ценные записи обжигались. В дальнейшем рисунки упрощались, а изображения стали передавать, как и само понятие, так и сходное с ним действие (изображение ноги стало означать не только ногу, но и глагол "ходить"). Шумеры, исходя из особенностей глины, заменили точное изображение предмета комбинацией черточек — вертикальных, горизонтальных и наклонных, отсюда и название «клинопись».

В музеях мира хранятся около полутора миллионов клинописных текстов. Клинописью можно было передавать слова в их звуковом значении, причем клинопись шумеров имела не только согласные, но и гласные звуки. В дальнейшем письмо совершенствовалось и пользовались уже не сотнями, а лишь сорока знаками, означавшими слоги и отдельные буквы. Шумерские тексты были прочитаны на рубеже 19–20 вв. За несколько тысячелетий своего существования шумерский язык сильно менялся. До сих пор ученые спорят - откуда взялись шумеры и куда пропали, распространено мнение, что шумерский язык не имеет потомков.




Боги Египта и египетские иероглифы (править)

Египетская иероглифическая письменность сложилось к III тысячелетию до н.э. и жива была до IV века н.э. Древнейшие "Тексты пирамид" относятся к 2700-2400 гг. до н.э. Это множество магических словесных формул и религиозных изречений, начертанных на стенках внутренних коридоров и камер в пирамидах фараонов. "Иероглифика" - это греческое слово, в переводе "священные вырезанные знаки", по-египетски "письмо слова Бога", относился этот термин к египетскому письму, но позднее стал обозначать все не буквенно-звуковые системы письменности.

И хотя из глубин древности выступает довольно самостоятельная богиня, покровательница письма Нефтида, но больше привычен всем в этом качестве танственное ночное божество Луны - Тот. Как и у шумеров гланый писарь был правой рукой самого главного бога египтян, Ра. Поэтому их часто изображали рядом, а когда бог Солнца отсутствовал - бог Тот его замещал. Тот записывал указы Ра, одним словом был и правой рукой и секретарем. Согласно египетским мифам, Тот создал языки и управлял ими. В то же время его называют "языком" Птаха (самого древнего и главного египетского бога, который создал мир, "задумав творение в сердце своем и назвав задуманное языком" . Об этом писал Рубинштейн, 1988. Тот охранял покойных и отводил их в царство мертвых. Тот научил людей мудрости, счету, календарю, письму. Он – "владыка времени", целитель и заклинатель, патрон писцов, архивов и библиотек, поэтому его атрибут – палетка писца*. В оккультной литературе до сих пор упоминается загадочная Книга Тота , дающая тому, кто сумеет ее найти и прочесть, подлинный "ключ к бессмертию" (Холл, 1992).

Также, как и шумерские, египетские писцы высоко стояли на социальной лестнице и составляли интеллектуальную элиту.. Они были не просто переписчиками, а чиновникоми с руководящими полномочиями.

Греческие боги и письменность

В Греции с Тотом сближали вестника богов Гермеса, проводника душ умерших и родоначальника закрытого (т.е. герметического ) знания*, а также царского сына и основателя Фив Кадма, который, согласно поздним мифам, был создателем греческого письма. Гермес (в римской мифологической традиции – Меркурий) – один из самых "многозначных" (полифункциональных) античных богов, "воплощение обмена, передачи и перехода из одного состояния или положения в другое" (Менар, 1992, 143). Хитрый бог торговли, патрон адвокатов и воров, покровитель путешественников, Гермес-Меркурий вместе с тем – самый "филологический" из греко-римских богов: он – изобретатель алфавита (а также цифр, мер и весов), покровитель всех пишущих, в том числе учителей и общественных писцов, "переводчик со всех языков", бог красноречия и мышления, покровитель школ и палестр. Согласно Дж. Фрэзеру, греки связывали с Гермесом разноязычие человечества – прежде оно было одним народом и говорило на одном языке (Фрэзер, 1985, 168).

Греческий алфавит используется с конца 9-го - начала 8-го века до н. э, это первый алфавит, содержащий буквы, которые обозначали как согласные, так и гласные, всего 24 буквы. Развился на основе финикийского, (не связан с ранними греческими системами письменности) Буквы финикийского алфавита называлась словами, начинавшимся с той же буквы.. Так алеф у финикийцев - бык, , бет - дом, гимель - верблюд, у греков они превратились в буквы: альфа, бета, гамма, потеряв первоначальный смысл. Греческий алфавит стал основой для большинства алфавитов в Европе и на Ближнем Востоке, в том числе он лег в основу латинского алфавита и кириллицы.



Иудейские боги


По представлением древних евреев, вначале существовало более древнее "божественное" письмо: Яхве дает Моисею на горе Синае скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим (Исход 31, 18). Позже появилось "человеческое" письмо: И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток, и начертай на нем человеческим письмом.. . (Исайя 8,1). Согласно позднеиудейским легендам, письмо, а также астрологию создал Енох (по книгам Бытия, Енох – потомок Адама и прадед Ноя, взятый Богом живым на небо).

По представлением древних евреев, вначале существовало более древнее "божественное" письмо: Яхве дает Моисею на горе Синае скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим (Исход 31, 18). Позже появилось "человеческое" письмо: И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток, и начертай на нем человеческим письмом.. . (Исайя 8,1). Согласно позднеиудейским легендам, письмо, а также астрологию создал Енох (по книгам Бытия, Енох – потомок Адама и прадед Ноя, взятый Богом живым на небо).

Китайские иероглифы

В китайской мифологии изобретателем письма считался Фу-си (первопредок и культурный герой), "существо с телом змеи и головой человека", основоположник торговли, покровитель медицины; он изобрел иероглифы, заменив ими узелковое письмо. По некоторым мифам Фу-си отождествлялся с Цан-Цзе – мудрецом с ликом четырехглазого дракона (четыре глаза – символ особой прозорливости), который, "проникнув в глубинный смысл следов птиц и зверей, изобрел иероглифическую письменность" (см. статьи Б. Л. Рифтина "Фу-си" и "Цан-Цзе" в МНМ).

История китайских иероглифов насчитывает несколько тысяч лет, китайская письменность считается более древней, чем шумерская. Предполагается, что иероглифическое письмо существовало еще в VI тысячелетии. до н. э. Каждый знак (иероглиф) имеет какое-то значение, их количество очень велико - десятки тысяч. Этот китайский иероглиф, означающий "удачу", состоит из двух частей: верхняя часть означает учёный, мудрец, нижняя - рот, слова, речь. Многие считают, что китайские иероглифы привлекают энергию того, что они обозначают, поэтому они широко используются в Фэн-шуе. Иероглиф "Богатство", наример, привлекает как материальные, так и духовные богатства, создает в доме положительную энергию "Ци". Первые иероглифы (пиктограммы) в древности изображали конкретные предметы: ”дерево”, ”луна”, “огонь”. со временем эти знаки усложнились и стали современными иероглифами. Иероглиф ”отдыхать” состоит из двух компонентов: “человек” и “дерево” (=человек, лежащий под деревом).



Древний язык символов развивался в системы знаков, с которыми люди общались или фиксировали информацию Так возникла письменность наподобие иероглифического письма в древнем Египте, где первоначально рисунки использовались для выражения различных идей. Древние египтяне разработали сложную систему письма, основанную на графических символах. Она включала в себя пиктограммы, идеограммы, фотограммы и и детерминативы. Идеограмма, изображающая остроконечный хлеб, например, обозначал также понятие "давать"; три стилизованные горы обозначают холмистую землю и пустыню и одновременно чужеземные страны (за пределами границы Египта); ноги, идущие направо означают «приходить», ноги, идущие налево, - "уходить" и так далее.



Финикийский алфавит

Один из первых в мире. Появился около XV века до н. э. и положил начало большинству современных алфавитов. Для записи слов использовались только согласные звуки, гласные нужно было "угадывать". Текст записывался справа налево.






Письменность в мусульманстве
Согласно исламской доктрине, сам Аллах был создателем арабского письма; те знаки, с помощью которых был впервые записан Коран (651 г.), как и Откровение Аллаха, изначально пребывали на небе..

Арабская каллиграфия. В мусульманском мире, в связи с запретом на изображение людей и животных, столетиями развивалось мастерство каллиграфии и абстрактного орнамента (геометрические и растительные узоры). Искусство арабской каллиграфии включает в себя многочисленные стили и пользуется огромным уважением в исламском мире, поскольку воплощает и передает божественное слово Аллаха, которое содержится в Коране, священной книге мусульман. В арабских странах владение каллиграфией говорило об образованности и о духовном совершенстве человека. Любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение не только художественное, каллиграф должен был быть математиком и тонким стилистом в одном лице.




Скандинавия
Скандинавская сага приписывает изобретение рун верховному Богу-шаману Одину , а в кельтской мифологии письмо изобрел Огма (Огмий ), провидец и поэт. (Это так называемое огамическое письмо, известное у кельтов в IV-VII вв.)


Рунический алфавит
использовался в Скандинавии и Европе еще в III веке н.э. Знаки рунического алфавита рассматривались как магические символы. На изображениях: "d" - daeg - день, "t" - torn - башня, "r" - rad - езда.



Современное слово "глиф" - символ, не входящий в состав шрифта, содержащийся в палитрах "Глифов" в ряде графических и полиграфических программ известно с древних времен. В археологии глиф означает - рисунок или надпись на камне, имеющий определенный смысл (символ, петроглиф). Термин произошел от греческого "glyphe", что означало "резьба".

Термин использовался французскими антикварами с 18 века, понятие "Глифы" вошло в обиход в середине XIX века, когда получили распространение гравюры с рисунков Фредерика Кезервуда, на которых были изображены нерасшифрованных глифы Майяской цивилизации. Глиф, расположенный ниже, датируется IV-X веками до н.э. - это логограмма - то есть символ, обозначающий слово или фразу. Изображение головы ягуара обозначает майяское слово Balam - ягуар. О нем, как и о других глифах древних майа сегодня напоминают сувениры современных ремеслинников.






Славянская азбука
В конце IX в. болгарский черноризец (монах) Храбр написал о создании славянской азбуки (863 г.) рассуждение "О писменах". Это был специальный трактат по истории письма; автор показывал, почему славянам не подходило греческое письмо – какие именно славянские звуки требовали особых букв. Позже сочинение Храбра стали воспринимать как общую апологию славянской письменности. Под разными заглавиями (одно из самых частых – "Како состави святыи Кирил Философ азбуку по языку словенску и книги преведе от греческих на словенский язык" ) оно было известно в нескольких редакциях и множестве списков; его часто включали в печатные буквари допетровских времен. Ученый трактат постепенно становился легендой; облик Константина-Кирилла Философа сближался то с крестителем Руси ( И бысть вторый Константин в Руской земли Владимер ), то с мифологическим образом культурного героя – создателя письма. Это как бы возросшее благоговение связано с некоторыми особенностями религий Писания (см. §24).



Христианство


Вместе с тем миф о божественном создателе письма – это часто последний миф, им как бы завершаются мифопоэтические традиции. У некоторых народов рассказы об изобретении письма принадлежат уже не мифологии, а историческому преданию. Но и в легендах, житиях, летописях создатели письма предстают как выдающиеся личности. В христианских традициях такие фигуры обычно канонизированы. Так, причислен к святым готский епископ Ульфила (ок. 311 – ок. 383), создатель письма и переводчик Библии на готский язык*; канонизирован создатель армянского письма Месроп Маштоц (361-440). Русская Православная церковь чтит святого Стефана Пермского (ок. 1345-1396), крестителя и епископа зырян (коми**), составившего древнепермскую азбуку, употреблявшуюся до XVII в.). 24 мая православная церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских. И в историческое время религиозное сознание склонно видеть в письме чудо, а в его создателях – Божьих посланников.

* Один из древних германских языков, позже вышедший из употребления.
** Говорят на пермских языках (ветвь финно-угорской языковой семьи).





Буквица (инициал) - первая буква книги или главы, более крупная по размеру, чем остальные буквы. Иногда это целое миниатюрное произведение искусства. Буквицы характерны для христианских книг , которые создавали в Европе во времена Средневековья с V века. Стилизованные буквицы из Келлской книги из Ирландии (ее второе название - книга Колумба, VI-IX вв.) - известной самым большим количеством изящных миниатюр, великолепных узоров, что позволяет отнести ее к произведениям искусства - буквы: D и I; I, C и F; S и E.



Буквам и числам с глубокой древности припысывались особые, мистические свойства, особенными "специалистами" в этой области считались древние индийцы, халдеи, египтяне. Посвященные в тайные учения свято оберегали свои знания, поэтому вокруг этотй темы всегда складывалось много небылиц. Тема мистического значения букв и цифр достаточно сложна, поскольку в различные времена и в разных местах Земли царили разные языки, различные алфавиты, изучение которых тоже можно вынести в отдельную историко-филологическую область исследований.

Пройдя длинный путь, который измеряется тысячелетиями, от пиктограмм и иероглифов до современного начертания, каждая буква - своего рода памятник письменности,отточенный символ, уникальный результат работы мысли человечества, вобравший в себя энергию и силу стремления к знанию и оно не может быть случайным.

Существуют определенные традиции восприятия самостоятельного значения букв как символов. Например - буква "А". Хорошо изестно, что эта буква является первой буквой многих алфавитов, ее числовое значение, как у первой буквы - "1". Алеф у евреев (символ Быка), Альфа у греков - единица, начало всех вещей; Аз славян (означает местоимение "я", Аз есмь - Я есть), Соответствует первому знаку зодиака (Бык, Телец, Буйвол). Имеет финикийское происхождение. В индуистской традиции - образ дыхания Бога, первый звук, раздавшийся во вселенной.


Не меньший интерес вызывают числа, как воплощение математической гармонии мира. Существует даже такая дисциплина, называемая "нумерологией", которая стремилась описать все происходящие в мире процессы языком цифр.

Одним из самых древних сочинений в этой области считается древнеиудейская Каббала, авторство которой припысывают Еноху, библейскому патриарху. Мир, согласно Каббале, создан с помощью чисел и звуков (букв). Первым европейским автором в этой области стал Пифагор. "Мир построен на силе чисел", - считал он. Написанная Пифагором книга "Священное слово" не сохранилась, но имела много последователей среди древнегреческих ученых и философов.

Эта тема огромна, поэтому ограничимся
цитатой из книги Е.Блаватской "Разоблаченная Изида": "Современной наукой признано, что все высшие законы природы принимают форму количественного выражения. Это, пожалуй, более полная разработка и более исчерпывающее подтверждение пифагоровой доктрины. Числа рассматривались, как лучшие представители законов гармонии, которые существуют в космосе. Мы также знаем, что в химии учение об атомах и их комбинациях базируется на числах. Как выразился в связи с этим Арчер Батлер: “Мир по всем своим отделам представляет живую арифметику в своем поступательном развитии и реализованную геометрию в своем покое”.

Известным специалистом-практиком в относительно недавнем прошлом считался граф Луи Гамон (Кайро) - он разработал практическое учение для применения в обычной жизни, которое изложил в "Книге чисел". Гговорят, что с ним советовался сам Черчилль. Он считал, что имя есть результат сочетания букв, через них оно имеет численное значение, является выражением одного из чисел. По мнению Луи Гамона главным в жизни человека является число его рождения. Наибольший интерес обычно вызывают теории о влиянии на жизнь человека букв и цифр.


Для того, чтобы переводить буквы в соответствующие числовые эквиваленты, существует такая схема:

А-1, В-2, С-3, D-4, Е-5, F-8, G-3, Н-5, I-1, J-1, К-2, L-3, М-4, N-5, О-7, Р-8, Q-1, R-2, S-3, S-3, Т-4, U-6, V-6, W-6, X-5, X-5, Y-1, Y-1

Для русского алфавита:
А-1, Б-2, В-6, Г-3, Д-4, Е-5, Ж-1, З-7, З-7, К-2, Л-3, М-4, Н-5, О-7, П-8, Р-2, С-3, Т-4, У-6, Ф-8, Х-5, Ц-3, Ч-8, Ш-8, Щ-2, Ъ-0, Ы-1, Ь-1, Э-4, Ю-7, Я-2.

Все многозначные числа сводятсся к одному из простых чисел путем сложения, как это делал Пифагор, поэтому классическая нумерология изучает преимущественно девять основных чисел – от одного до девяти. Все они обросли легендами. Самые почитаемые - тройка и семерка, которые считаются самыми счастливыми. По некоторым поверьям злые силы отгоняет цифра девять. Полный сервиз традиционно изготавливают на 12 персон и это не случайно - именно 12 символизирует завершенность (12 месяцев). Кроме традиционно принятой сейчас десятеричной системы счета существовали и двенадцатеричные. А цифру 13, следующую после счастливой дюжины, не любят во многих странах. Эти привычные суеверия стали неотъемлимой часттью нашей жизни.

1 (один) - прямая и остроконечная единица похожа на стрелу, она основа счета, из нее складываются все остальные цифры. Единица - источник и начало. Символ Солнца. Она неизменна - помноженная и разделенная на единицу она остается единицей.

2 (двойка) - символ Луны. Все в мире имет две стороны, число 2 символизирует антитезу, контраст, противоборство двух противоположных начал:: плюс и минус, добро и зло, день и ночь, жизнь и смерть, мужчина и женщина.

3 (тройка) , триада, лавная ее черта – сила духа и свобода. Материальный мир и пространство трехмерны: высота, длина и ширина; как и время: прошлое, настоящее и будущее. Тройке в геометрии соответствует треугольник - она устойчива в пространстве.

4 (четверка), тетрада, – это число созидательных сил Вселенной: огня, земли, воздуха и воды. 4 времени года, 4 группы крови, стороны света. Символ истины и стабильности, завершенности, порядка, равновесия, стремления к покою (в отличие от динамичной тройки). Соответствует квадрату, кресту.

5 (пятерка), пентада, – раскладывается на двойку и тройку - женское и мужскове числа., возможно поэтому символизирует плодородие и покровительствует браку. Пифагор и его последователи считали Пятерку символом здоровья, а древние египтяне – процветания. Человек имеет пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, а на руках и ногах у него по пять пальцев. Геометрически Пентада соответствует пятиугольнику, пирамиде или пятиконечной звезде, которая служила одной из разновидностей древней печати Соломона.


6 (шестерка) - многоплановый символ, число творения (за 6 дней Бог создал мир), олицетворяет гармонию. 6 делится как на четное (2), так и на нечетное (3) числа, объединяя таким образом их положительные качества. Находится в гармонии с природой (пчелиные соты, кристаллы, цветы с 6 лепестками). Геометрически соответствует двум равносторонним пересекающимся и зеркально отражающимся треугольникам – восходящего (вершиной вверх) и нисходящего (вершиной вниз). Два переплетенных треугольника символизируют мужское и женское начала. Этот символ – шестиконечная звезда, или гексаграмма (от греч. hex– шесть и gramma – черта, линия). В древности Шестерку называли Звездой Творения, Звездой Соломона, Знаком Макрокосма.

7 (семерка) - символизирует тайну, знание. Совершенно – не делится ни на что, кроме Семерки и Единицы. Оно не порождает никакого числа и не порождается каким-либо числом. Воплощается во многих природных явлениях: семь цветов радуги, семь правящих планет, наблюдаемых невооруженным глазом, в том числе Солнце, Луна, Земля, семь дней недели, семь нот гаммы, семь космических сфер, семь кругов ада, семь металлов алхимиков. Существует много пословиц, связанных с Семеркой: у семи нянек дитя без глазу, семеро одного не ждут и т. д. Всегда считалось, что Семерка связана с духовной стороной, действующей на Земле как божественная, или созидательная, сила.

8 (восьмерка) – сама форма восьмерки в виде двух касающихся друг друга кругов указывает на ее двойственность, на слияние духовного и материального миров, она символизирует равновесие стихий. 8 - число достижений. В античности оно почиталось как символ правосудия, так как восемь делится на равные части, не отдавая предпочтения ни одной из них. Удваивает надежность и устойчивость 4-ки, доводит ее до совершенства. Последовательно делится пополам на целые числа с получением всякий раз равных частей.Геометрически она соответствует двойному квадрату..


9 (девятка) – самое совершенное и самое большое из всех простых чисел. Оно содержит в себе все числа от 1 до 9, а также особенности всех этих чисел, полный круг – 360°(3 + 6 + 0 = 9). Девятка, умноженная на любое число, всегда воспроизводит в сумме цифр саму себя. Например, 3×9 = 27 = 2 + 7 = 9, или 5×9 = 45 = 4 + 5 = 9 и т. д. Девятка - результат умнжения тройки на тройку, - цифру, которая утраивается в новом качестве и делается максимально устойчивой. Девятка символизирует всеобщий успех, плодородие, посвящение в таинства жизни, высшую мыслительную и духовную активность. Считалось, что она способна отгонять злые силы.

А вот современный пример использования букв для рисования (respect):

__88888___888888___8888___88888___888888___8888____88888888_
__88__88__88______88___8__88__88__88______88___88_____88____
__88888___8888_____88_____88__88__8888____88__________88____
__8888____8888______88____88888___8888____88__________88____
__88_88___88______8__88___88______88______88___88_____88____
__88__88__888888___888____88______888888___8888_______88___


Роберт Гасс "Древняя богиня" (Ancient Mother):

Goddess Chant:
Ishtar, Cerridwen, HECATE, Inanna,
Isis, Artemis, Sophia, Athena,
Coatilicue, Aphrodite, Mieliki, Astarté
Gaia, Saraswati, Kali
Pele, Paso we, Demeter, Parvati,
Hera, AKHEWA, Diana, Nidaba,
Chicomecoatl, Lilith, Shekinah, Morgana,
Maya, Izanami, Shakti.

Lyrics:
Ancient Mother, I hear you calling.
Ancient Mother, I hear your sound.
Ancient Mother, I hear your laughter,
Ancient Mother, I taste your tears.

Самюэль Крамер "Шумеры". М., 2012.
М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М, 2003
Мифы народов мира, т. II;
Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. история месопотамской религии;
Церен. Библейские холмы;
В.Е.Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры.
Мечковская Н. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М, 1998



Домой





 

 
 
 
 
     



   

   
Дизайн Копирайтинг Рубрика: путешествия Рубрика: женские журналы Словари и справочники:
Дизайн в полиграфии

Копирайт и копирайтинг

Москва - Хургада: путешествие в Египет Женские журналы Терминология
Тайны логотипов Копирайтинг и seo-копирайтинг. Правила хорошего текста в интернете Луксор - путешествие в древний Египет Fachion Список лучших книг
Оптические иллюзии Контент интернет-магазина Из Петербурга в Царское Село Как похудеть? До и после Бесплатные фотобанки
Копирайтинг - рассуждение о терминах и о работе в рекламе Переделкино - мифы и легенды Свадебный торт Файлообменники
Верстка Магия слова и письма. Боги, создавшие письменность Япония - подготовка к путешествию Список для новорожденного История книги
Верстка в полиграфии Ширли Поликофф - она делает это или нет? Япония. Апрель 2013 Гамлет Издания
Горячие клавиши
InDesign
  100 лучших фильмов
Полиграфия   Контакты
  Реклама    
  Реклама должна продавать  
  Модели рекламного воздействия      
  Законы PR на примере Джоконды      
  Рекламная терминология      
  Новые слова в рекламе      


Copyright © Pressmaket. Marina Penkova 2011-2012. Все права защищены..

Яндекс.Метрика