PRESSmaket

 
press (от лат. presso - давить, жать) - относящийся к прессе, к прессу;
maket (от франц. maquette - модель чего-нибудь; предварительный образец)
 
 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 

 
 
 
 
 
Копирайт и копирайтинг

Эти два слова настолько похожи, что иногда их путают, также как и понятия, которые они обозначают.

Копирайт ( англ.copyright: copy + right (копия + право) - право делать копии) - право на копирование или тиражирование, авторское право, обозначается значком ©.

Копирайтинг (англ. copywriting: copy + writing (копия + написание)) - в данном контексте: написание текстов для рекламных материалов (см. также Копирайтинг - рассуждение о терминах и о работе в рекламе)

Принятие законов, касающихся авторских прав, интеллектуальной собственности, прав на изобретения, патенты и т. п. с самого начала сопровождалось дискуссиями, которые не прекращаются до сих пор. Леонардо да Винчи, например, никогда не предпринимал попыток защищать свои авторские права, полагая, что любое творчество - результат божьего промысла, несмотря на то, что и его время уже существовали соответствующие законы, В различных областях деятельности человека этот вопрос стоял и решался по-своему. Но коль скоро мы поставили тему "копирайт и копирайтинг" - так и будем держаться ближе к текстовым материалам. В области литературы и искусства в разные времена вопросы авторства рассматривались больше с точки зрения этики и взвешивать на одних весах божий дар и презренный металл в интеллигентом обществе считалось занятием низким. Этот вопрос рассматривался даже так: а можно ли за результат творческого вдохновения вообще получать деньги? Пока Пушкин не написал свои знаменитые строки: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", положив тем самым начало профессиональной литературе в России. Но Пушкин мог не заботиться о копирайте. Как сказал о нем Дельвиг:

"Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением, ..
"

Безошибочно узнаваемый пушкинский язык и известность его произведений отгоняли всякие мысли о плагиате. И, как оказывается, зря. Учиться на великих примерах, невольно копируя их стилистику, манеру языка и тому подобное, - не считается плагиатом. Сама природа творчества подразумевает заимствование и подражание. Практически каждый писатель не мог избежать влияния предшественников, особенно в начальном периоде своей творческой биографии. Важно что и как скопировано и в каком количестве.

Цитирование больших объемов текста без ссылки на источник однозначно будет истолковываться как плагиат. Очень многое зависит от статуса плагиатора. Если вы планиуете войти в состав комисси Пулитцеровской премии или пишите пьесу, которая, по вашим предположениям, будет идти на Бродвее - будьте уверены - ваша кража не пройдет незамеченной. Обязательно найдется литературовед, который изучит ваше творчество и найдет все темные пятна. Поэтому лучше позаботиться о своей репутации заранее.

Одно дело, когда текст просто переписывается и выдается за свой без всякой фантазии. Совсем другое дело, когда чья-то идея послужила вам толчком для ее развития или вдохновила на создание более значтельного произведения. Но без регламентов все-таки трудно обойтись в современном обществе. В России авторское право регулируется Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993). Но впереди планеты всей в вопросах авторских прав - США. В Америке для защиты авторского права существует Закон о копирайтинге. В соответствии с этим законом авторское право возникает сразу же после создания автором произведения, независиимо от того, было ли это произведение опубликовано или зарегистрировано или нет. Если вы автор литературного или музыкального произведения, написали картину, сделали фотографию - смело можете ставить знак копирайта - ©.

Авторские произведения, защищенные копирайтом, можно критиковать, комментировать, обсуждать в СМИ, их можно использовать для обучения, преподавания, для научных исследований. При использовании авторского произведения необходима ссылка на первоисточник (цитирование не более двух абзацев, если это литератуное произведение). Если хотите застраховаться - в каждой стране есть учреждения, которые занимаются ргистрацией прав, выдачей патентов и т.д.

Законы в области изобретений имеют целью поощрять исследователей. Например, в США патент на изобретение будет защищать права их авторов в течение 20 лет, Но после истечении этого срока изобретение становится общественным достоянием - чтобы его можно было совершенствовать и развивать, словом, чтобы прогресс не стоял на месте.

В главе "Кое-что о заимствованиях" в книге "Что видела собака" Малкольм Гладуэлл описывает несколько судебных процессов в США, рзбирая тонкости вопросов плагиата. В 2004 г. на Бродвее была поставлена пьеса британского драматурга Брайони Лейвери "Застывшие (Frozen)". Автором были использованы материалы из книги психиатра Дороти Льюис "Виновен по причине невменяемости", а также из очерка автора книги, Гладуэла, "Испорченные" (Damaged), опубликованный в журнале "New Yorker". Всего было насчитано 675 слов, которые были заимствованы почти без изменений.

Дороти Льюис, которая послужила прототипом одной из главных героинь пьесы, возмутило то, что частично образ был создан практически на основе точных биографических фактов ее жизни, но частично явился художественным вымыслом, и эта его часть искажала суть личности самой Льюис. Драматург могла в свое оправдание сказать лишь то, что она восринимала источники, как хронику, которую мог использовать каждый. Несмотря на то, что пьеса и спектакль "Застывшие" были талантливы и пользовались большим успехом - репутации Дороти Льюис был нанесен сокрушительный удар. Несмотря на лояльные комментарии Гладуэлла, о том, что в искусстве старые слова служат новой идее, в буквальном смысле факт плагиата был налицо.

В тех случаях, когда тексты не воруют целиком, а видоизменяют - доказать плагиат становится гораздно сложнее. Широко практикуется даже в среде журналистов переписывание новостных статей - главное, чтобы текст был переписан до неузнаваемости. Речь идет, фактически, о "рерайте", который так широко используется сейчас в интернете. Отчасти его можно отнести к законной форме заимствования, особенно "глубокий рерайт", но окончательная оценка зависит от того, насколько качественно это сделано. Суть в том, что авторские права не распространяются на слова и многие последовательности слов, на ноты и их сочетания и т.д.

До сих пор мы говорили и копирайте. Что же такое копирайтинг?
Сравнивать эти понятия - все равно, что сравнивать суд конгресса и объявление, написанное на его стене. Копирайтинг - это рекламный текст. Откройте любой журнал, найдите в нем рекламный макет и прочтите, что там написано - это и есть копирайтинг. А копирайтеры, в свою очередь, это люди, которые умеют находить лучшие слова для продажи или продвижения чего-либо. Но это не значит, что копирайтинг не может быть искусством, или что копирайтер по-умолчанию продажен.

Web-копирайтинг - это новое явление современности. Это написание текстов для сайтов, которые подчиняются совершенно другим законам, нежели все, что писалось до сих пор. Это информационность, привлечение целевой аудитории, понимание специфики восприяия текста с экрана компьютера, умение учитывать функционал поисковых систем. Это что-то среднее между краткостью информационной сводки и работой шифровальщика, но web-текст должен быть обязательно простым и понятным, даже если речь идет о сложных вещах и, в идеале, интересным. Кроме того, текст пишется и форматируется с учетом облегчения считывания его с экрана компьютера. Язык письменный снова в цене, потому что именно тексты лежат в основе продвижения любого сайта. Ведь поисковые системы, прежде чем выдать список сайтов по вашему запросу, в первую очередь "читают", что на них написано. И совершенствование работы поисковых роботов идет именно этим путем - распознаванием сайтов, на которых педставлено максимальное количество информации для пользователей, вводящих поисковый запрос.

Что такое копирайт © в интернете? Интернет постепенно превращается из "дикого поля" в упорядоченное виртуальное пространство, где, конечно, со временем тоже будет царить закон и порядок. По крайней мере в дисциплинированной американской его части. Об этом же написал недавно Роберт Бойнтон в статье «Тирания копирайта" в журнале The New York Times Magazine. И действительно, борьба с распространением пиратской продукции уже приносит первые плоды, в особенности, когда речь идет об интересах крупных коммерческих поектов.



На главную




 

 
 
 
 
     



   

   
Дизайн Копирайтинг Рубрика: путешествия Рубрика: женские журналы Словари и справочники:
Дизайн в полиграфии

Копирайт и копирайтинг

Москва - Хургада: путешествие в Египет Женские журналы Терминология
Тайны логотипов Копирайтинг и seo-копирайтинг. Правила хорошего текста в интернете Луксор - путешествие в древний Египет Fachion Список лучших книг
Оптические иллюзии Контент интернет-магазина Из Петербурга в Царское Село Как похудеть? До и после Бесплатные фотобанки
Копирайтинг - рассуждение о терминах и о работе в рекламе Переделкино - мифы и легенды Свадебный торт Файлообменники
Верстка Магия слова и письма. Боги, создавшие письменность Япония - подготовка к путешествию Список для новорожденного История книги
Верстка в полиграфии Ширли Поликофф - она делает это или нет? Япония. Апрель 2013 Гамлет Издания
Горячие клавиши
InDesign
  100 лучших фильмов
Полиграфия   Контакты
  Реклама    
  Реклама должна продавать  
  Модели рекламного воздействия      
  Законы PR на примере Джоконды      
  Рекламная терминология      
  Новые слова в рекламе      


Copyright © Pressmaket. Marina Penkova 2011-2012. Все права защищены..

Яндекс.Метрика