PRESSmaket

 
press (от лат. presso - давить, жать) - относящийся к прессе, к прессу;
maket (от франц. maquette - модель чего-нибудь; предварительный образец)
 
 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 

 
 
 
 
 

Боги письменности или кому молиться копирайтеру?

Шумеры. Нидаба


Самую древнюю молитву копирайтеров произносили шумерские писцы в конце каждого записаного ими текста и звучала она так:

"Ты, служитель Нидабы, да будешь вознесен до небес. Да будет сердце твое благословенно в радости, не познает душевной боли; да превзойдешь все то, что есть в эдуббе, доме познанья; пусть же величье Нидабы даст тебе несравненную радость. О Нидаба, хвала тебе!"

В Древней Месопотамии, где впервые научились измерять время и пространство, не только земное, но и космическое, изобрели и первый код передачи информации во времени и в пространстве. По крайней мере шумерская клинопись - древнейшая из известных на Земле. Шумеры жили на территории нынешнего Ирака, где не только первыми начали все записывать, но и оставили после себя больше всех писанины. Первые свидетельства существования письменности в Египте относятся к 3 тыс. до н. э., в Китае - ко 2-му. Первые письма из прошлого - самые древние клинописные глиняные таблички найдены в Шумере и датированы серединой 4 тыс. до н. э. Сейчас счет найденным клинописным табличкам уже идет на тысячи.

Шумерская богиня письменности Нидаба

На фото: предположительное изображение Нидабы, по другим версиям Инанны. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Понятно, что богиня письменности должна родиться там же, где и сама письменность. Вернее, в этом месте она сошла с небес и даровала ее людям. Значит, первая богиня письа - шумерская Нидаба. . Шумеры не были неким изолированным народом, появились не на пустом месте и были далеко не одни на Земле. У них существовала богатая культура, международные политические и торговые связи - , мы обнаруживаем их в водовороте жизни. Несмотря на скудную природу, в изобилии одарившую Шумер только глиной, у них было золото, дерево, драгоценные камни - все в изобилии привозилось в шумерские города, ученые не исключают, что это происходило не только благодаря торговле, но и в виде дани.

Исток древних религий, письменности и магии

До сих пор после открытия миру Древнего Египта именно там ищут истоки многих тайн. На самом деле существовали более древние, по сравнению с Египтом, цивилизации. Древние формы религии были тесно связаны с магическими обрядами, заклинаниями и предсказаниями. У шумеров мы находим более древние, чем в Египте, формы религим, оказавшие на него влияние. Например, в Шумере найдено большое количество глиняных "пособий" для гадания по печени жертвенных животных, так толковали божественные рекомендации. Среди шумерских загадок - халдеи, древние жрецы и предсказатели, от названия которых произошло современное слово "колдун", которые позже появляются в Енипте. Со времен Нидабы, первой известной в мире богини письменности, все последующие боги письма (часто они же и боги мудрости), были связаны с подземным миром и потусторонними силами, где черпали свои сакральные знания и могли вести записи на скрижалях судеб. Вокруг знаний всегда существовал мистический темный ореол "закрытости" и избранности. Сохранились отголоски существования в Египте еще до бога Тота богинь письменности, как и в Шумее.


Письменность придумана женщиной

Богиня Мать была первым почитаемым божеством человечества и первоначально значение Богини доминировало над Богом. Во всех древних обществах главное божество изображалось в женском облике, тому свидетельство множество дошедших до наших вреиен "палеолитических Венер". Вытеснение богинь богами говорит о переходе общества от матриархата к патриархату, а превалирование женских божеств над мужскими говорит о более древней стадии рассматриваемого исторического периода.



О палеолитических Венерах интересно пишет профессор Столяр в своей книге "Происхождение искусства". Само существование женского божества письменности говорит о более древнем этапе развития государства, в момент возникновения письменности. Поэтому особенно интересно находить следы существования именно богинь письма, упоминяния о таких божествах буквально единичны. У Шумер же существовала только богиня, она передает свои функции богу Набу только в Вавилонский период.

О Нидабе

Поскольку, по утверждению древних, письменность дарована людям богами, то и узнаем мы об этой богине благодаря возникновению этой самой пиьсменности, то есть, практически, от нее самой. О Нидабе (ее называли также Нисаба, Ниншеба, известны и другие ее имена) мы узнаем из шумерских глиняных табличек, которые сообщают, что в Древнем Шумере она почиталась как богиня письма, счета, мудрости и урожая. Конечно, очень интересно, как выглядела эта богиня в представлении древних, ведь до нас дошли изображения очень многих шумерских богов. Но пока точно определить ее изображение не удалось, хотя приписвают их ей достаточно много. Существует даже описание изображения богини с тростниковой палочкой в руках, что могло бы точно подтвердить принадлежность изображения, но пока, увы.
Однажды Людмила Петрушевская сказала удивительную фразу: "Язык - это Бог. Он не имеет лица". Может быть и правда, мистика примешалась. Честно говоря, легче всего представить в роли такой богини саму Людмилу Стефановну. ..

Согласно старой шумерской легенде, главный бог Энки после того, как создал мир, распределил "обязанности" богов. Нидабу он назначил писцом богов. Потом Энки построил школы и Нидаба стала также богиней обучения и покровительницей эддубы (школы). Нидаба ведет всю божественную бухгалтерию, ведет учет жертв, принесенных богам, составляет хроники событий. Боги письменности, начиная с Нидабы, частенько служили "секретарями" у самых главных божеств, нередко впоследствии занимая их место, как это случилось с преемником Нидабы в Вавилоне - богом Набу. Но именно Нидаба хранит память о начале письменности, которая возникла в результате необходимости вести хозяйственный учет. Проще говоря, бухгалтерия возникла раньше литературы и Нидабу могут считать своей богиней не только копирайтеры, писатели и журналисты, но и секретарши, бухгалтеры, завхозы, учителя и, в конечно счете, все министерство образовани и культуры.

От хлеба насущного - к зернам истины

Н.И.Вавиловым была создана карта древнего земледелия - то есть определены места на карте мира, где, по мнению ученого, находились наиболее благоприятные зоны для развития сельского хозяйства. Именно в этих местах археологи находят следы наиболее древних цивилизаций, к таким зонам относится и Месопотамия. Первоначально Нидаба и была богиней зерна - ячменя. Считается, что ее имя записывали знаком, изображающим ячменный колос, этот знак читается "ше", а имя богини читают как Нин-ше ба (госпожа кучи ячменя). Но чаще в шумерских источниках встречается имя Нидаба.

Она почиталась как покровительница урожая и тростника (и, между прочим, пива), а также вела учет жертвенного зерна. Кстати, до сих пор на востоке существует термин "нисаб", который обозначает минимум имущества, облагаемого налогом. А "нисба" означает часть имени, которая показывает на место рождения человека, например "Ширази" означает, что человек родом из Шираза и т.д. То есть в варианте с Нисабой имя богини ассоциируется со словами семитского происхождения, что, опять таки, странно для богини шумерской письменности. Вообще же первая часть имени "нин" указывают на имя богини и обозначает слово "госпожа".

Богиня шумеров Нидаба

Среди самых первых и древних "основных" богов письма и не могло быть. Они появляются позднее, вместе с самой письменностью. Богини и боги письма, как бы, "вторичны". Скорее всего, они появляются в силу постепенного дополнения или замещения "функций" уже существующих божеств. Каждый из шумерских городов-государств имел свой божественный пантеон и в функциях одноименных богов было много разночтений. Поэтому и представления в разных локальных культах о Нидабе-Нисабе отличаются. Функции богинь и богов письменности иногда переходят от одного к другому, меняются их имена. Каждый город имел своего бога-покровителя с женой, сыновьями и богами-слугами, в них много близкого, но и различий тоже много. А учитывая, что представления о богах трансформировались и во времени на протяжении тысячелетий, и в пространстве - в пределах определенных географических регионов, понятно, что на этом этапе образ богини складывается как собирательный, на самом деле его нужно рассматривать в динамике.

В Уруке, например, Нидабу вообще называли "госпожой дикой коровы". Молоко коровы и козы из ее священного хлева подавалось в пиршественные залы во время праздников. Праздников же у шумеров было много - месяц поедания яченя, месяц поедания газелей, месяц пира Шульги. Пиры длились по нескольку дней. Кроме того, были пиры в дни новолуния каждый месяц и в другие дни. Самым большим праздником шумеров был Новый год. Он приходился на день весеннего равноденствия и его отмечали 7 дней (к участию Нидабы в этом празднике мы еще вернемся). Богини урожая у всех народов имели очень большое значение. У шумеров же Нидаба отвечала практически за все имеющееся продовольствие и подсчитывала жертвенные подношения. Возможно жрицы, которые вели подсчет жертворприношений в храме служили ее земным воплощением.

Нидабу упоминают как "поставщика", обеспечивающего продуктами питания весь "божественный пантеон" - просто "божественный завхоз", а не богиня. Обращает на себя внимание, что она не только богиня зерна, но и богиня-корова, пусть даже в локальном культе. В дальнейшем, в культах разных народов кормление молоком было признаком главного женского божества. Оно больше подходило бы Инанне, тем более, что уже в Вавилоне Инанна, превратившаяся в Иштар, имеет эту черту. Позднее этот признак мы находим у Исиды, а ее уже напрямую связывают с Мадонной и младенцем в христианстве. У археологов даже существует термин "поза Иштар" - в раскопках находят огромное количество статуэток, где богиня предлагает грудь (египетская Исида в подобной ипостаси обозначала еще и источник знаний).

У шумерской Инанны на первый план выходит ее воинственная ипостась, а в дни мира - любовная. Функция заботы о пропитании, воспитании, обучении, а также о культуре, искусстве и науке легла на печи Нидабы. Шумерская коварная Инанна превратится в Вавилонскую Иштар, которая будет царить на Древнем Востоке, вдохновлять воинов и будет оставаться главным женским божеством на протяжении еще двух тысячелетий. У Нидабы все сложнее. Набор ее обязанностей содержит в себе связь праматери и прообразы многих будущих богинь.

В Месопотамии, также как и чуть позже в Египте (женское божество письма там тоже успело оставить свой след), покровительство письменности достаточно скоро заберут в свои руки мужские божества. Но о Нидабе и в других пантеонах будут долго напоминать богини урожая, мудрости и искусств. В целом шумерские религиозные представления окажут большое влияние на формирование не только восточных, но также греческого и римского пантеонов

Богини Шумера
На фото: Загадочная шумерская красотка - статуэтка 2600-2500 г. до н.э. найдена в Месопотамии, в Ниппуре, при раскопках храма Инанны. Глаза из ляпис-лазури. Может оказаться кем угодно На сайте Метрополитен-музея в Нью Йорке можно не только найти все, хранящиеся там экспонаты и клинописные таблички, но также книги и каталоги в pdf.

Еще о Нидабе

Постепенно шумерская Нидаба из "хозяйственной" богини становится самой "интеллектуальной" - покровительницей писцового искусства, а также чисел, науки, архитектуры и астрономии.То есть, она является богиней всего, что связано с культурой, наукой, мудростью и знаниями. Она покровительствует библиотекам и школам. В Исине Нидаба еще и богиня писанного права, то есть прообраз богини правосудия. По поводу места богини в божественной иерархии тоже имеют место разночтения, но она всегда относится к божественой элите Шумера. Нидабу часто отождествляют с богиней земли, великой богиней-матрью, прародительницей всех богов Нинхурсаг, а иногда с Эрешгикаль - богиней преисподней, которая, согласно легендам тоже была ответственной за рождение урожая.

Богиня письменности олицетворяла тростник, из которого строили дома. ведь именно тростниковую палочку использовали для письма. Таким образом, она не только следила за жертвоприношениями богам, но и отвечала за возведение городов, строительство домов, храмов и загонов для скота. Этот момент любопытен в связи с тем, что одна из ранних египетских богинь письменности Нефтида изображается со строительной корзиной на голове. Еще один символ Нидабы была измерительная веревка - она следила за соблюдением границ и договоров. А еще Нидаба была покровительницей... игры пастуха на дудочке из тростника. А пастухи богини Нидабы могли, между прочим, даже лишить человека разума. То есть "разброс" обязанностей богини был чрезвычайно велик, вплоть до того, что она воплощает качества большинства греческих муз. Но и это еще не все. Лагашский царь Гудеа рассказывает свой сон, когда он задумал строительство храмового комплекса Энину. Во сне Нидаба явилась ему с золотым пером (вот когда зародилась мода на золотые ручки). Она держала в руках глиняную табличку с изображением звездного неба и указывала Гудеа, что храм нужно строить согласно «священным звездам». Этот сюжет говорит о том, что Нидаба покровительствовала также и астрономии. В любом случае, все, что делает Нидаба несет с собой созидающую силу. То, что шумеры доверили письменность именно ей говорит о том, как высоко они оценивали значение письма.

Астарта

В различных источниках и культах Нидаба упоминается как дочь разных богов: Энлиля, Эа (Энки), Ану - во всех случаях это главные шумерские божества. У Нидабы с мужем Хайа, который был "человеком двери", возможно, привратником у дверей, ведущих в подземный мир (шумерский ад), и тоже имел отношение к искусству письма, родилась дочь Сут, которая, выйдя замуж за Энлиля, станет именоваться Нинлиль. Таким образом, Нидаба оказывается и дочерью и тещей Энлиля, верховного божества шумерского пантеона. Скорее всего пересеклись разные варианты трактовки "функционала" богини в разных культах. Иногда образ богини выглядит почти "по-человечески". Например, в шумерском мифе о женитьбе Энлиля на ее дочери Сут, Нидаба именуется царицей города Эреш. Двор Нисабы не вместил даров Энлиля и их складывали где попало поблизости...

Вот отрывок из одного из шумерских гимнов, который тоже вполне может стать и гимном копирайтеров:

Нидаба — ты, что восстанавливаешь заброшенные жилища,
возрождаешь покинутые святилища,
поднимаешь рухнувших богов,
умелая домохозяйка Ана,
госпожа, чье приближенье вызывает созиданье.
Нидаба, ради тебя умащают головы,
и омывают руки; тебя почитают как должно.
Госпожа, это ты прилагаешь руку
к искусно сделанным писчим табличкам в стране,
твой совет обращен к тем, кто пишет палочкой тростниковой.

Это ты наполняешь сердце Энлиля счастьем,
госпожа, это ты — пропитанье для Экура (храма его),
это ты — питье для (храма) Эанны,
это ты — радость Экура, храма Энлиля;
что до великих богов, ты — дыхание жизни
их прародителя.
О госпожа, ты прочно утверждена Энлилем,
Нидаба, ты пиво ячменное — это более, нежели хлеб;
Нидаба, ты — прочнейшее из оснований
царственности.

Нидаба, там, где ты не хранишься в грудах,
не селятся люди, не строятся города,
не воздвигнут дворец; нет царя, облеченного властью,
омовение рук пред богами (до принесения жертвы)
не совершается так, как должно.
Нидаба, там, где тебя нет поблизости,
загонов нет для скота, не строят овчарен
и не тешит сердца пастух тростниковой флейтой.

По одной из версий богиня Инанна и Нидаба были сестрами и прослеживается параллель между Инанной-Думузи и Исидой-Озирисом. Мифы о египетских богинях-сестрах Изиде и Нефтиде перекликаются с мифами о Инанне-Нидабе. Есть вариации, где считается, что кроме Инанны сестрами Нидабы были также Нинисинна - богиня врачевания и Нанше - богиня предсказаний, толковательница снов. Также Нидаба считалась сестрой бога земледелия и бога-судьи Нингирсу. Есть версия, что сестрой Инанны была не Нидаба, а богиня Эрешкигаль, иногда эти две богини отождествляются.

Вот еще интересный отрывок из шумерского мифа, где хитрая и капризная Инанна жалуется своему отцу, что он дал ей меньше божественных регалий, чем Нидабе, что она говорит:

Сестра моя, святая Нидаба,
Взяла себе мерную жердь,
Укрепила ляпис-лазурную ленту у себя на предплечье,
Оглашает великие ме (священные правила),
Отмечает межи, устанавливает границы, – стала писарем в этих землях,
Ты в руки ей отдал пищу богов.

Параллели между шумерскими и египетскими сюжетами в области богинь и богов письменности очень интересны, вот еще один пример. Известна легенда, что Нидаба и ее сестра Нанше (богиня предсказаний) в первый день нового года решали споры смертных и помогали просящим. Нидаба, как обычно, выступала в роли писца, вела учет посетителей и выстраивала их в ряд, чтобы они предстали на суд Нанше. В руках у нее в скрижали судеб. В переводе клинописного текста с этим сюжетом не до конца понятно, что она, собственно, пишет. Но существует известный египетский сюжет, который под очень интересным углом показывает похожую легенду. Речь идет тоже о первом дне нового года и о свитке, в котором записаны судьбы всех людей на ближайший год. На изображении из гробницы Тутанхамона львиноголовая богиня Сехмет вычеркивает из списка тех, кто должен умереть в течение следующего года. Свиток держат перед ней три павиана, которые представляют собой Тота (магия), Шу (воздух), Хонсу (луна). Хитрые павианы имеют возможность влиять на результат, напимер, они могут крутить свиток быстрее или медленнее.

Это видео о Вавилоне интересно и само по себе, но на 40-й минуте будет сюжет о праздновании Нового года, каким оно могло быть в Шумере. Во время праздников шумеры тоже выносили статуи своих богов и несли их в процессии, выглядит как будто сняли шумерский праздник для новостей.



Одной из сестер Нидабы была еще и богиня врачевания Нинисинна, а это одна из функций львиноголовой египетской Сехмет. С другой стороны Сехмет это очень грозная богиня, которую можно сравнить, скорее, с Иштар аккадского периода, чем с мирной Нидабой. В то время как бог Тот, которого часто изображают в виде павиана, становится у египтян одним из главных божеств, покровителем письменности. В шумерском заклинании «Злые демоны утукку», в которых богиня предсказаний Нанше выступает как защитница от злых духов, ее мужем был перевозчик в подземный мир. У Нидабы же муж служил привратником в загробный мир. Одним словом, все несколько запутанно, но во всем этом при желании можно усмотеть кучу параллелей вплоть до высшего суда. А таинственные скрижали бога Тота, возможно, те самые скрижали судеб, которые держали в руках Нидаба и Нанше, а затем Сехмет с павианами в Египте.
Шумерские боги
На фото: может быть эти богини в шлемах из змей играют на тростниковых дудочках?

Должно быть, писцы посещали святилища Нидабы и возносили молитвы. И правители, и простые люди перед принятием важного решения обращались к Нидабе. Ведь она учила грамоте не тольо смертных, но и богов. Как к богине знаний и мудрости другие боги обращались к ней за советом и помощью.

Шумерские писцы часто заканчивали свои записи восхвалением Нидабы: "Ты, служитель Нидабы, да будешь вознесен до небес. Да будет сердце твое благословенно в радости, не познает душевной боли; да превзойдешь все то, что есть в эдуббе, доме познанья; пусть же величье Нидабы даст тебе несравненную радость. О Нидаба, хвала тебе!"

Как шумеры изображали своих богинь?

Как мы уже говорили, святилища Нидабы ни разу не были найдены, хотя известно, например, что они были в шумерских города Эрех (Эреш) и Умма. Предположительные изображения богини чаще всего находят рядом со святилищами Нинлиль, ее дочери. На одном из изображений, приписываемом Нидабе (первое изображение на этой странице вверху) у богини распущенные волосы, на голове рогатая тиара, украшенная колосьями, из плеч растут злаки; в руке ветвь финиковой пальмы. Похожее изображение есть и на найденной в Лагаше серебряной вазе. С другой стороны есть изображения богини, у которой в той же геометрии из плеч вырастали мечи или стрелы, что говорит о несвойственной Нидабе воинственности. Все же более надежным для атрибуции было бы изображение Нидабы с тростниковой палочкой писца и табличками, но с зерном тоже возможно.

Есть описание еще одного возможного изображение - с обнаженной грудью, широкой цепью на груди, в руках колосья, на шлеме змеи, по бокам чудовища. Однако примерно так выглядит богиня из Британского музея в Лондоне. Этот древневавилонский рельеф хранится в Британском музее под именем "Богиня ночи". Британские ученые считают, что этой богине Шумера соответствуют арабская Иштар, персидская Истар, Лилит, а также Эрешкигаль, шумерскоое божество земли и подземного мира, с которой тоже отождествляли Нидабу. Так выглядит рельеф.

Шумерская богиня письма Нидаба

Вавилон (1800-1750 гг. до н.э.),

Возможно, это Нингал, богиня Луны. В пользу версии ночной богини или богини Луны говорят совы, которые сидят рядом, а также сам облик богини - она изображена с крыльями и совиными ногами. Служат богине львы. На голове 7 рогов, с которыми обычно изображались главные месопотамские божества, одновременно они похожи на свернувшихся змей. Головной убор вызывает ассоциацию со шлемом богини мудрости Афины и Минервы, думается, не случайно. Основные же признаки богини - крылья и птичьи ноги. Еще один интересный символ в руках у богини - кольца шен. Кольцо - это женский символ, который также означает непрерывный цикл рождения и смерти, бесконечность. Кольцо шен - это кольцо, свитое из шнурка и завязанное узлом. Круг символизирует солнце и обладает защитной силой (ограждает то, что внутри круга). Удлиненный вариант кольца шен использовался в качестве картуша, на котором записывались имена египетских царей. Этот символ иногда изображается в виде змеи, кусающей себя за хвост, в виде птицы, крылья которой образовывали круг, а раздвинутые лапы образовывали прямую линию под кольцом. У египтян знак шен обозначал богинь-коршунов и встречался в амулетах и украшениях. Это ключ, которым открывался мир мёртвых. Богиня на барельефе отождествляется с совами, ночными охотницами, которые традиционно символизируют мудрость и знания.

Коллеги и соседки Нидабы

В Месопотами есть и другие богини, которые иногда упоминаются в том же ключе, что и Нидаба. Одна из таких богинь - Гештинанна (Гештиннин или Нгештинана), сестра Думузи, мужа Инанны. Она по полгода находилась в загробном мире вместо брата Думузи, поэтому она тоже не вполне от мира сего. В текстах 24 века до н.э. ее упоминают как лагашскую богиню. Ее также считают идентичной богине Амагешти. В тексте «Смерть Думузи» ее называют: «певунья», «колдунья», «вещунья», «знающая тайны письма», «толковательница снов». В то же время Амагешти называют супругой хтонического бога Нингишзиды, в других текстах имя жены этого бога - Азимуа (Dazimua, Ninazimua) , женщина-писец подземного мира. Вот как все непросто.

Писцом загробного мира назыают Белет-цери - это богиня степи (пустыни) в переводе с аккадского у кочевых народов, жена бога Марту (Амурру). Женщина-писец загробного мира была и у грузин, ее звали Бедис Мцерлеби. Проводятся параллели между Нидабой и хурритской богиней Шала в Северной Месопотамии.

Есть легенда более позднего, аккадского периода Месопотамии, где Нидаба упоминается как мать богини Сарпаниту (Царпанит, Зербаниту), которая была женой верховного бога - Мардука и матерью Набу, бога письменности. Царпанит считалась покровительницей города Урука (где, кстати, Нидабу ранее называли госпожой дикой коровы). Рефрен - Нидаба была матерью жены главного бога, эта легенда, судя по всему, продолжает жить и после шумерского периода. Это может означать, что в более поздние времена сохраняются различные местные культы этой богини, в которых она, возможно выступает в своей первоначальной ипостаси праматеринского начала.

Царицы и женщины Шумера


Боги письменности древности

На фото: женское украшение - скорее всего это серьги, но, возможно, часть головного убора, к которому крепились украшения. Такие золотые парные украшения довольно часто находят в богатых царских погребениях рядом с черепом. Перед камерой, в которой находилось захоронение царицы, были найдены тела шести вооруженных мужчин и шестьдесят восемь молодых девушек. Все были украшены великолепными ювелирными изделиями из золота, лазурита и сердолика. 2500-2400 г. до н.э., Ур, Месопотамия, Метрополитен-музей.

Поскольку богов своих люди представляли по своему образу и подобию, может быть внешность шумерских женщин позволит представить облик богини? Тем более, что в одном из мифов она предстает вполне человеческой царицей (когда выдавала замуж свою дочь). Раскопки ... гроницы шумерской царицы...


В одном царском захоронении рядом с царем были похоронены воины. В ногах сохранились сосуды с ядом, который был выпит добровольно. Вспомнилась легенда о 40 японских самураях.

Золотые украшения аккад

На фото: золотые подвески и бусы, найденные в 17-18 вв до н.э.в Древнем Вавилоне, образец древнего ювелирного искусства. Каждая подвеска - символ божества. Две женские фигуры с рогатыми головными уборами и в длинных платьях с воланами - защищающие богини. Диск с лучами, исходящими из центра - Шамаш, бог Солнца. Зигзагообразная молния - символом Адад, бога бури. Два диска с гранулированными розеткам - возможно символы Иштар, богини любви и войны. Ожерелье с похожими символами можно найти на фигурах царственных особ и в более поздних ассирийских рельефах.Скорее всего они служили талисманами.

Кстати у шумеров невероятно популярно сочетание из золота с ляпис лазурью, при том, что и одно и другое привозили очень издалека. Ляпис-лазурь из Афганистана, а золото - из Анатолии.

Судьба Нидабы в Вавилоне
Иштар Вавилон
Нидабу почитают много позже и в древнем Вавилоне. Вавилон - это продолжение Месопотамской истории после шумеров. Как и шумерские зиккураты, руины Вавилона находятся в Ираке, примерно 90 км на юг от Багдада, недалеко от города Эль-Хилла, В вавилонский период постепенно функции божества письменности перешли к Набу. Одно время Нидаба считалась его женой, но как-то формально, скорее наставницей, как бы передавая ему свои "полномочия". Возможно этот ход "срежессирован" самим Набу, чтобы придать себе убедительности в начале "карьеры". Этот момент ознаменовал передачу духовной власти от женских божеств мужским..

У сестры Нидабы, Иштар, судьба сложилась по-другому. Богиня Иштар, слившаяся с шумерской богиней Инанной, больше чем на 2 тысячелетия останется главнейшим женским божеством на Востоке, трансформируясь то в Астарту, то в Аштарет, то в карфагенскую Та. После Вавилона она переместится в Ассирию и вдохновит ее на создание следующей месопотамской империи, покровительствуя войскам, отправяющимся в свои самые жестокие завоевательные походы.

Там, где господствовала Иштар, главным богом станет Ваал, одной из ипостасей которого был жестокий Молох. Знаменитые храмы Ваала были в Пальмире, Финикии, Карфагене, даже в Иерусалиме. Письменность продолжала развиваться,

На фото: Богиня Астарта-Иштар-Инанна
Статуэтка из алебастра, терракоты, золота, рубинов из некрополя Хилла (Hillah) рядом с Вавилоном (II в. до н.э.). Лувр, Париж


Вавилон, Ассирия. Бог Набу

Набу, бог письменности

На фото: скульптурное изображение бога Набу, Лувр. Нв воротах - рельефы с изображением стражей ворот Ламассу - это существо с телом быка, крыльями орла и головой человека (подлинник), копия, сделанная с этих ворот, находится в шумерском зале Музея изобразительных искусств им.Пушкина в Москве. Похожие стражи ворот встречаются во многих более поздних восточных культурах.

Статуя крылатого быка (шеду) из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (фрагмент). 712—707 до н. э. Лувр. Париж.

Преемником Нидабы в вавилонском пантеоне богов становится Набу - бог мудрости, покровитель наук, искусства письма и каллиграфов, а также бог растительности. Культ Набу особенно распространился в 1 тысячелетии до н.э. Один из самых важных месопотамских богов. По некоторым сведениям его супругой была Нидаба, но в более известных поздних вариантах его супруга - богиня судьбы Ташмету. Опять же, в более ранних источниках его назывют сыном шумерского бога Энки, в более поздних - сыном вавилонского главного божества Мардука. Его главный храм - Эзида (Дом вечности) находился, как бы сейчас сказали, в ближайшем пригороде Вавилона, Борсипе. Храм считался чудом архитектуры. Статуя Набу проводила много "курсировала" между Борсилой и Вавилоном во время праздников. Набу был писцом Мардука, хранителем Скрижалей (таблиц) судеб. Он мог сделать жизнь любого человека длиннее или короче. Изображался с палочками для письма, одетый в длинную одежду, под бахромой юбка с разрезом.

Набу становится "соправителем" Мардука", а позднее культ Набу вытесняет культ Мардука и его значение возрастает, Набу возглавляет пантеон богов (нео-вавилонский период). Культ Набу широко распространен и в поздний вавилонский период, вплоть до прихода селевкидов. В Библии он упоминается как Нево. В одном из аккадских текстов о нем написано ”открывающий источники”, а на его скульптуном изображении 8 в до н.э. написано"Доверяйся Набу и больше никому".

Культ Набу особенно процветал при Ашшурбанипале (Сарданапале), последнем и единственным грамотном ассирийском царе (он знал клинопись, поскольку его готовили к жреческой деятельности). Ашшурбанипал особенно высоко ценил и любил Набу как бога письменности и мудрости. писца таблиц судеб. Библиотека Ашшурбанипала, в которой хранились более 20 тыс. глиняных табличек с текстами, была найдена при раскопках г. Ниневия в 1849—1859 гг. Ашшурбанапал был известен и как строитель и часто изображался со строительной корзиной на голове. Классический восточный деспот, злой и коварный, несмотря на свою "начитанность".

Немецкий ассириолог Карл Бецольд из Гейдельбергского университета прочел 2 таблички, написанные рукой Ашшурбанипала: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров сколько их есть, научился стрелять (из) лука, ездить (на) лошади (и) колеснице, держать вожжи… Я изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял (над ними). Я присутствовал на собраниях царских переписчиков. Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны…В то же время я изучал и то, что полагается знать господину; и пошел по своему царскому пути».

Культ Набу был широко распространен, а через арамейские общины за пределами Месопотамии он распространился также в Египет и Анатолию, где просущестовал до второй половины первого тысячелетия н. э. Его отождествляют с Гермесом и Меркурием – богом дипломатии, плутовства, торговли, воровства и красноречия. Есть основании полагать, в соответствии с сохранившимися легендами, что для того, чтобы достичь верхновной власти Набу убил своего отца. (по другой легенде Ташмету была ему не женой, а матерью, Набу ее убил). Набу отождествляют иногда с мудрецом Хендурсага, которого называли главой мёртвых, приведёных в преисподнюю. Набу был покровителем письма не только у аккадян и мандеев. Он послужил прообразом египетского Тота, финикийского Таавта и Кадма, Тира - покровителя письма у армян и иранцев. В мандейском алфавите много мистики, многие народы считали мандеев знахарями и колдунами. Свой алфавит они называли абага, то есть "заклинание", по первым трем буквам и считали, что в мир людей принес буквы бог Набу. Мандейский народ существует до сих пор на территории Междуречья на юге Ирака, исповедуют "мандеизм", говорят по арамейски.

Бога Набу отождествляют с египетским Тотом, Гермесом, греческиим богом торговли, покровительствующем письму, счету и красноречию. В Древнем Риме его называют Меркурием, у этрусков – Хермс, или Турмс.

Ассирия

Ассирийского государства не существует уже 2,5 тысяч лет. Потомком ассирийцев можно встретить в Сирии и в других странах, в том числе в России в Москве, в поселении Урмия в Краснодарском крае,ассирийцы составляют большую часть населения города Арзни в Армении, куда они переселились из Ирана. До сих пор они сохранили свой язык и отголоски древних верований. В память о древнем обряде рисуют крест на лбу кровью жертвенного животного. Ассирийцы пришли в Месопотамию с Аравийского полуострова, говорили на аравийском языке и оставили память о себе в истории созданием одного из крупнейших государств.




Персия

В сочинении «Суждения Духа разума» говорится, что Тахмурас узнал от Злого духа семь способов письма. Тахмурас или Тахма-Урупи - легендарный иранский царь, его имя переводится как «Отважный, в лисий мех одетый» или «Отважная лиса, носящая шкуру»). В другом эпосе «Шахнаме» Тахмурас разгромил бесов (дэвами), третью часть из них кбил, а остальных взял в плен. Демоны, чтобы он сохранил им жизнь, научили царя писать на 30 языках. Еще один сюжет из древнеиранских преданий рассказывает, что Тахмурас заставил Ахримана превратиться в черную клячу и 30 зим разъезжал на нем (сюжет перекливается со скандинавском мифе о Локи и кобыле). Чтобы задобрить Тахмураса, Ахриман выдал ему великую тайну письменности, обучив царя писать на семи языках. Чем-то это история напоминает гоголевского Вакулу, только Вакула сильно продешевил, мог бы образование получить вместо черевичек.

Финикийский алфавит

Богиня мудрости Афина

Если проследить возникшую ассоциацию лунной месопотамской богини с греческой богиней Афиной, можно обнаружить интересную последовательность. Несмотря на легенду о том, что Тесей принес Афине голуву Медузы из Ливии, голова Медузы Горгоны и без того уже украшала щит Афины. Медуза была верховной богиней Ливии, изобретательницей алфавита, хранительницей тайн рождения и смерти, кстати - богиня была крылатой. Медуза царствовала над народом у озера Тритониды, где по одной из легенд и родилась Афина. В легендах, связанных с Медузой, фигурирует кровь и когда ее обезглавили, из ее крови родился Пегас, символ божественного вдохновения. Мать же геческой Афины - Метида, олицетворяла мудрость, обладала разрушительной силой и, есть предположение, что она и была греческой версией Медузы. Все восточные мифы о письменности связаны иногда совсем незаметными, но все же существующими ниточками, которые хоть и сильно отдалились, но все же тянутся к шумерским источникам.

Боги письменности в армянской мифологии

У армян, как и у иранцев покровителя письма завли Тир или Тири. Миф о боге Тире гласит, что он был наделен также даром предвидения и вершал судьбы людей, вписывая их имена в книгу смерти. Тир был писцом бога Арамазда, прорицателем судьбы и покровителем наук и искусств. Агатангехос, автор V века пишет, что Тир был учителем жреческой мудрости, посылал людям сны, открывая им будущее. Между городами Вагаршапатом и Арташатом находился храм Тира, где жрецы толковали эти сны и обучали наукам и искусствам. Тир считался также проводником душ в подземное царство. Когда Арташес I во 2 в. до н. э. основал столицу Армении Арташат, он перенес в нее стстую Тира из Багарана. Память о боге сохранилась в именах Тиридат - дар Тира, Тиран - рожденный от Тира, Тирайр - человек Тира и название 4-го месяца древнего календаря - трэ. Тир оставался богом письменности в Армении вплоть до принятия христианства. Все это происходило задолго до того, как Месроп Маштоц в IV веке создал современный армянский алфавит.

Но у армян тоже был еще более древний языческий бог письменности - Торк Ангех, который, по легенде, рисовал знаки на камнях своими ногтями. Также прослеживаются параллели между Анаит - богиней-матерью, богиней плодородия и любви с шумерской Инанной, а также с Иштар и Артемидой. Богиней войны, материнства и мудрости была Нанэ, ее отождествляют с Афиной.

Интересный ролик об изучении Армянского нагорья



Goddess Chant:
Ishtar, Cerridwen, HECATE, Inanna,
Isis, Artemis, Sophia, Athena,
Coatilicue, Aphrodite, Mieliki, Astarté
Gaia, Saraswati, Kali
Pele, Paso we, Demeter, Parvati,
Hera, AKHEWA, Diana, Nidaba,
Chicomecoatl, Lilith, Shekinah, Morgana,
Maya, Izanami, Shakti.

Ancient Mother, I hear you calling.
Ancient Mother, I hear your sound.
Ancient Mother, I hear your laughter,
Ancient Mother, I taste your tears.


Самюэль Крамер "Шумеры". М., 2012.
М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М, 2003
Мифы народов мира, т. II;
Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. история месопотамской религии;
Церен. Библейские холмы;
В.Е.Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры.
Мечковская Н. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М, 1998
М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М.,1995.
Эриха Церен. Библейские холмы. М., 1986



Домой



 

 
 
 
 
     



   

   
Дизайн Копирайтинг Рубрика: путешествия Рубрика: женские журналы Словари и справочники:
Дизайн в полиграфии

Копирайт и копирайтинг

Москва - Хургада: путешествие в Египет Женские журналы Терминология
Тайны логотипов Копирайтинг и seo-копирайтинг. Правила хорошего текста в интернете Луксор - путешествие в древний Египет Fachion Список лучших книг
Оптические иллюзии Контент интернет-магазина Из Петербурга в Царское Село Как похудеть? До и после Бесплатные фотобанки
Копирайтинг - рассуждение о терминах и о работе в рекламе Переделкино - мифы и легенды Свадебный торт Файлообменники
Верстка Магия слова и письма. Боги, создавшие письменность Япония - подготовка к путешествию Список для новорожденного История книги
Верстка в полиграфии Ширли Поликофф - она делает это или нет? Япония. Апрель 2013 Гамлет Издания
Горячие клавиши
InDesign
  100 лучших фильмов
Полиграфия   Контакты
  Реклама    
  Реклама должна продавать  
  Модели рекламного воздействия      
  Законы PR на примере Джоконды      
  Рекламная терминология      
  Новые слова в рекламе      


Copyright © Pressmaket. Marina Penkova 2011-2012. Все права защищены..

Яндекс.Метрика